12:10 

Владимир Набоков, "Приглашение на казнь"

Anri Kohaku
today we fight
Знаете, бывает, когда смотришь на что-то прекрасное и дух захватывает. Так вот и с текстом Владимира Набокова.
О ком только не говорили "блестящий стилист", но в случае В. Набокова это определение как никогда правильное. Он не просто виртуозно обращается с данным ему языком, он будто создает его заново - придумывает новые слова, а те, что уже существует, использует вдумчиво, не давая себе поддаться клишированному контексту. И этим создаёт эстетику речи, которая потрясает и заставляет осматриваться, будто мир вокруг тебя совсем новый.
Когда пишет Цинциннат - получаются стихи в прозе, музыка в слове. Читать можно только захлебываясь, вдыхая и не выдыхая, в одном потоке, и мысль с трудом догоняет звучание, чтобы ударить ещё в затылок. Позже я узнала, что сам В. Набоков называет "Приглашение" поэмой в прозе.
Если читать комментарии критики, то складывается впечатление, что все ощущают величие труда, но сформулировать, в чем оно заключается, и в целом до конца труд понять не могут. И закрадывается сомнение, не фасад ли это? Не "современное искусство" ли того времени? Встречаю в том числе мнение, что книга в первую очередь направлена на создание формы, а не содержания, но мне самой казалось, что смыслы развешаны целыми гроздями. Сложно выцепить одну ведущую нить, выделить одну грань, будто В. Набоков не собирался нести Идею, а выписывал всю путаницу своих волнений и отношений к жизни, делился сразу многим, без единой цели, возможно чем-то личным, не очевидным. Но это не лишает смысла, а даёт возможность к уйме трактовок, каждая из которых ценна. В конце концов, я считаю, что важней не понять, что говорил автор, а отталкиваясь от текста найти собственные ассоциации, дать им развитие.

Сюжет и настроение напоминали "Процесс" Ф. Кафки - абсурдностью происходящего, бегом на месте, как в худших снах. И одновременно "Постороннего" А. Камю - обвинением в непохожести, непозволенностью быть не таким. Сколько упрёков Цинциннат получил от мсье Пьера и от Родрига Ивановича в том, что не отвечает вежливо на их невежливые вторжения.
Сначала все эти ироничные как бы издевательства, исходящие из поведения людей, вызывают усмешку (не над Ц. смеюсь, над людьми), но чем дальше, тем сильнее оно накаляется и становится жутко тоскливо - когда не удаётся поговорить с Марфинькой, оттого что приходит вся ее семья, и особенно, когда понимаешь природу тех спасительных стуков за стеной, когда надежда не то что пропадает, а оборачивается опять издевательством, и с ужасом ждешь, когда стена осыпется, а за ней окажется мсье Пьер - и будет оказываться теперь всегда, ещё больше, чем ранее, будто мало ему было через дверь приходить! Бедный Ц., как мне чувствовалось его отчаянье!
Дальше абсурдность в происходящем только накапливается, а вот чувства, состояние Ц. становятся только все более настоящими, ясными, понятными.

Тюрьма, в которой заключен Цинциннат, вероятно представляет собой образ человеческой жизни. Если брать уже - то жизни человека мыслящего и духовного в условиях, где большинство такими качествами не обладает. Тогда логичным кажется, что именно библиотекарь, медиум между Цинциннатом и литературой, единственный не навязывался, не насиловал Цинцинната своим присутствием, и в конце уже непосредственно в тексте говорится, что в нем (в отличие от искусственных и театральных остальных) было что-то человеческое.

Сначала кажется, что в заточении Цинцинната виновато окружение, приземлённое, перекраивающее всех под свои шаблоны, не понимающее - ответы на вопросы никогда не приходят, будто кто-то подменяет слова, как только они срываются с языка, и люди слышать совсем не то, что ты говоришь. Концовка же склоняет к предположению, что тюрьма возводится самим человеком, его страхами и зацикленностью на том, чего от него требуют, может быть, чувством вины за эту непохожесть. Как только Цинциннат спрашивает себя, а что он собственно здесь делает, почему должен класть голову на плаху в этом игрушечном мире - как всё рушится и рассыпается декорациями. Ничего снаружи не меняется, меняется его собственное отношение.

@темы: читательский дневник, отзыв, книги

URL
   

__А-4__

главная