Anri Kohaku
today we fight
Знаете, бывает, когда смотришь на что-то прекрасное и дух захватывает. Так вот и с текстом Владимира Набокова.
О ком только не говорили "блестящий стилист", но в случае В. Набокова это определение как никогда правильное. Он не просто виртуозно обращается с данным ему языком, он будто создает его заново - придумывает новые слова, а те, что уже существует, использует вдумчиво, не давая себе поддаться клишированному контексту. И этим создаёт эстетику речи, которая потрясает и заставляет осматриваться, будто мир вокруг тебя совсем новый.
Когда пишет Цинциннат - получаются стихи в прозе, музыка в слове. Читать можно только захлебываясь, вдыхая и не выдыхая, в одном потоке, и мысль с трудом догоняет звучание, чтобы ударить ещё в затылок. Позже я узнала, что сам В. Набоков называет "Приглашение" поэмой в прозе.
Если читать комментарии критики, то складывается впечатление, что все ощущают величие труда, но сформулировать, в чем оно заключается, и в целом до конца труд понять не могут. И закрадывается сомнение, не фасад ли это? Не "современное искусство" ли того времени? Встречаю в том числе мнение, что книга в первую очередь направлена на создание формы, а не содержания, но мне самой казалось, что смыслы развешаны целыми гроздями. Сложно выцепить одну ведущую нить, выделить одну грань, будто В. Набоков не собирался нести Идею, а выписывал всю путаницу своих волнений и отношений к жизни, делился сразу многим, без единой цели, возможно чем-то личным, не очевидным. Но это не лишает смысла, а даёт возможность к уйме трактовок, каждая из которых ценна. В конце концов, я считаю, что важней не понять, что говорил автор, а отталкиваясь от текста найти собственные ассоциации, дать им развитие.

читать дальше

@темы: читательский дневник, отзыв, книги